» » Организация логопедических занятий дома
Информация к новости
  • Просмотров: 398
  • Автор: admin
  • Дата: 10-11-2016, 09:21
10-11-2016, 09:21

Организация логопедических занятий дома

Категория: Учитель-дефектолог / Полезная информация / Рекомендации

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадо¬биться.
Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гим¬настики.
«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «По¬суда», «Мебель» и т. п.).
Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы не¬больших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транс¬портных средств, кукольную посуду и т. д.
Разрезные картинки из двух и более частей.
Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (кра¬сочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры,: пла¬стилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.
Все занятия должны строиться по правилам игры!
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
Редкий ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или играть в другие игры.
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Советы учителя-дефектолога:
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
- игры на развитие мелкой моторики,
- артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
- игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
- игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр — 2—3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.
Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.
Начинайте занятия с 3—5 минут в день, постепенно увеличивая время.
Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!
Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать ему хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит дви¬жения ваших губ, запоминает их.
Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начина¬ния ребенка, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.
Не бойтесь начинать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Терпения вам и успехов!


Пальчиковый игротренинг


Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержаться результаты исследований (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Самомассаж кистей и пальцев рук
(по Йосиро Цуцуми, модифицированный)

Этот массаж желательно сопровождать рифмовками, стихами.
• Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей
Пальчики-удальчики.
• Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево - как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой.
Я его катаю, браво.
• Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
• Массаж грецкими орехами (каштанами). Катать два ореха между ладонями. Прокатывать орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
• Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервную систему. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.

Пальчиковый тренинг

«Щелчки» - каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

«Кус-кус» - бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Котенок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
В.Берестов

«Узелки» - перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.

«Прогулка» - с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно ходить средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
Кто идет?
Идет собака, кто идет,
И дождь идет, и град…
Еще часы идут вперед,
Хоть на столе стоят.
Л.Г.Парамонова

«Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом?... (Лыжи)

Кто по лесу быстро мчится,
Провалиться не боится? (Лыжник)

«Волшебные превращения веревочки» - из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.

«Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона а приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
Слоги:
ша-шо-шу-ши-ше;
шко-шка-шку-шки-шке;
аш-ош-уш-иш-еш;
што-шту-шта-ште-шти.

Чистоговорки:
Ша-ша-ша – в доме у нас Маша.
Шо-шо-шо – Маша ведет себя хорошо.
Шу-шу-шу – на руках ее ношу.

Стихотворение:
Маша шла, шла, шла
И игрушки нашла:
Кошку, матрешку, шишку, мартышку,
Мишку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушку.

Рисование – рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.
скачать dle 10.5фильмы бесплатно
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.