Главная > Учитель-дефектолог > Речевые игры по дороге домой.
Речевые игры по дороге домой.29-03-2021, 16:50. Разместил: admin |
... Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушение словесно- логического мышления. Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ. Предлагаемые ниже игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д. 1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д. 2. Объясни словечко. Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы) 2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное. Красный -…дом, помидор. Зимняя -…одежда, рыбалка. Домашнее -…печенье, задание. 3.«Общие слова». 1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду… 2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это… 4.«Четвёртый лишний». Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. ваза- роза- нарцисс- гвоздика. 5. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д. 6.«Скажи наоборот». Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот». Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север - … и т.п. Глаголы: пришёл- …, нырнул- … Прилагательные: широкий - …, маленький- …, богатый -… и т.п. Наречия: далеко -…, высоко- … 7. «Большой - маленький». Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложка - ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка. 8. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д. 9. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи. Например: « Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?» Вернуться назад |