» » Как помочь ребенку научиться говорить
Информация к новости
  • Просмотров: 32
  • Автор: admin
  • Дата: 17-09-2020, 16:40
17-09-2020, 16:40

Как помочь ребенку научиться говорить

Категория: Учитель-дефектолог

... В 3 месяца ребенок уже длительно гулит в период бодрствования. Постепенно гудение приобретает певучий характер, а к 4-м месяцам у него появляются гортанные звуки. В 6-7 месяцев малыш произносит первые слоги «ба», «ма», еще через месяц начинает их многократно повторять «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д. Это еще не слова, а как бы их заготовки. В 9 месяцев ребенок подражает слышимым слогам. В этом возрасте он предельно словоохотлив, он как бы играет отдельными звуками и слогами, иногда им придается эмоциональная окраска. В 10 месяцев малыш повторяет отдельные слоги за взрослыми. Обращаясь в это время к ребенку, родители должны говорить с ним медленно, чаще употреблять односложные и двусложные слова. Показывая новый предмет, следует четко и кратко его называть, ребенок еще не сумеет повторить название, но уже может запомнить его. Без этого этапа развитие осмысленной речи задерживается.

Таким образом, первый год жизни ребенка является подготовительным этапом по овладению речью: развивается понимание речи, к концу года малыш произносит простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, слова. При этом одни дети начинают говорить в 8-9 месяцев, другие в год, а некоторые и позже.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Вместо этого ребенок использует так называемое слово-предложение. Например, ребенок, прося у мамы машину, произносит: «Би-би». Такие слова-предложения могут иметь различное значение в зависимости от ситуации.

Со второй половины второго года ребенок все чаще говорит предложениями, состоящими уже из 3-4-х слов. Словарь малыша еще небольшой: от 100 до 300 слов. Часто вместо обычных слов он употребляет упрощенные («ам-ам» вместо «есть»).

Главное в этот период - не переходить родителю на «язык» ребенка и в общении с малышом использовать «правильные» слова.

Ребенок уже говорит предложениями, но слова в таких предложениях еще грамматически не связаны между собой: он употребляет неправильные окончания слов, допускает ошибки при употреблении существительных, глаголов и других частей речи. Кроме того, произношение отдельных слов

пока нечетко, в речи отсутствуют многие звуки. Некоторые дети могут правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих. К концу 3-го года жизни дети умеют различать и называть игрушки, мебель, одежду, посуду, продукты, некоторые их свойства, а также могут подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине; ребенок узнает и различает по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты; различает и называет животных, части их тела.

К концу 3-го года жизни словарь ребенка состоит из:

1.существительных, обозначающих название транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, руль, колесо), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;

2.глаголов, обозначающих действия и взаимоотношения (мыть, стирать, лечить, отдать, помочь, пожалеть и т.д.);

3. прилагательных, обозначающих величину, цвет, вкус (большой, короткий, красный, синий, сладкий, кислый);

4. наречий (близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно).

5. К концу 3-го года жизни ребенок уже умеет сопоставлять увиденное им на прогулке с коротким (2-4 предложения) речевым описанием показанной ему картинки.

6. Все вышеперечисленное поможет вам сориентироваться в том, насколько развита речь вашего ребенка, однако необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому речь отдельного ребенка развивается своими темпами.

Возможно, кому-то из родителей все, о чем говорилось выше, покажется слишком простым: ваш малыш уже знает и умеет значительно больше. А кого-то, может быть, прочитанное огорчит: ваш ребенок пока отстает.

Не расстраивайтесь и попробуйте помочь вашему ребенку!

На первом этапе помогите малышу овладеть повседневной бытовой лексикой. Помогите запомнить ребенку названия предметов, встречающихся в разнообразной жизненной обстановке, а, значит, в дальнейшем называть и узнавать их независимо от цвета, формы, величины. С вашей помощью он научится объединять предметы, ориентируясь на признак, названный вами.

Например: «Посмотри, это яблоко. Яблоко это фрукт. Оно растет на дереве. Яблоко круглое, красное, сладкое».

Очень важно на данном этапе развития использовать принцип наглядности, т.е. показывать то, о чем вы рассказываете ребенку.

Помните, что прежде, чем усвоить слово, малыш пройдет 3 ступени:

1. он сам научится понимать слово, но пока не сможет использовать его в речи;

2. будет узнавать и называть предмет (действие, качество) лишь в привычных для него сочетаниях, условиях;

3, и только затем начнет понимать и правильно использовать слово в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

Занимаясь с ребенком, повторите ему несколько раз нужное слово, попросите его показать вам тот предмет, который вы ему назвали, а затем попросите его самого назвать это слово. Не огорчайтесь, если малыш ошибся, повторите еще раз новое слово.

Не забывайте хвалить ребенка, отмечайте его успехи! Во-вторых, уделите внимание развитию мелкой моторики рук, т.к. ее развитие особенно тесно связано с процессом формирования речи маленького ребенка. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Задания должны приносить ребенку радость и проходить в игровой форме.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить его мелкую моторику?

1. Запускать пальцами мелкие волчки;

2. Разминать пальцами пластилин, глину;

3. Рисовать гуашью пальцами;

4. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

5. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул-закрылся, спрятался). Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

6. Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой;

7. Показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять;

8. Показать отдельно только один палец — большой;

9. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

10. Махать в воздухе только пальцами;

11. Кистями рук делать «фонарики»;

12. Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

13. Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались);

14. Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

15. Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре;

16. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки;

17. Закручивать шурупы, гайки;

18. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

19. Складывание матрешек;

20. Игры с вкладышами;

21. Рисовать в воздухе;

22. Игры с песком, водой;

23. Мять руками поролоновые шарики, губку;

24. Рисовать, раскрашивать, штриховать;

25. Резать ножницами;

26. Рисование различными инструментами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.).

Применяйте ваши знания и умения везде, где бы вы ни находились с ребенком: на улице, по дороге в детский сад, на кухне, в ванне, перед сном, в дороге. И помните, что ваше терпение, доброе и ласковое отношение к малышу помогут ему быстреескачать dle 10.5фильмы бесплатно
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.