Главная > Воспитателю > Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада
Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада7-09-2020, 15:17. Разместил: admin |
...2. «Шторм утихает» - период неустойчивого приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние воздействия. Малыш продолжает присматриваться к новому окружению, пытается участвовать в совместной деятельности, становится более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период более длительный, чем первый, - от 1 недели до 2-3 месяцев. 3. «Штиль» - период относительно устойчивого приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реагирования на новые условия жизни, режим дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать контакты, принимать реальное участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизируются сон, аппетит, настроение. Этот период длится от 2-3 недель до полугода. Поэтому воспитатель и психолог детского сада должны помочь ребенку адаптироваться к новым условиям. По нашему мнению, обязательным правилом при приеме ребенка должно стать посещение кабинета психолога. Этот визит нужен еще в ходе оформления документов. Внимательный, наблюдательный психолог во время разговора сделает определенные выводы относительно подготовленности ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении и по стилю воспитания в семье. Он начнет с определения некоторых индивидуальных особенностей новичка, чтобы выбрать группу, которая лучше всего будет соответствовать его привычкам, особенностям поведения, темпераменту. Важно дать конкретные рекомендации родителям, как они должны подготовить ребенка к новому быту. Ориентировочные вопросы для беседы психолога с родителями (после получения общей информации об имени, фамилии, возрасте, состоянии здоровья и т.д.): Имеет ли ребенок опыт общения с другими детьми? Какой характер имеет это общение? В какие игры любит играть сын (дочь)? Что именно больше всего влияет на поведение ребенка? (Стиль общения, место, режим, обстановка, здоровье и т.д.). Какое настроение преобладает в течение дня? Чем интересуется? Какие виды деятельности больше всего любит? Как происходит физическое развитие ребенка? Закаляете ли его? Как? Каким видите сына (дочь): уравновешенным; чрезмерно подвижным, стремительным, шумным; медленным, вялым? Какой системы воспитания придерживаетесь: авторитарной; демократической; либеральной? Существует ли согласованность в воспитании со стороны членов семьи? Кто еще участвует в воспитании? Есть ли у ребенка братья, сестры? Как она с ними общается? Стремится ли соблюдать дома режим дня? Совпадает ли он с режимом детского сада? Как засыпает ваш малыш? Крепко спит? Какой у него аппетит? Является ли ребенок самостоятельным для своего возраста? Что он может делать самостоятельно? Послушный ли ваш сын (дочь)? Если не слушается, как реагируете: обижаетесь; ругаете; наказываете; не обращаете внимание и т.д.? Как реагируете на жалобы ребенка о ссорах с другими детьми: защищаете, обвиняете; отмахиваетесь; делаете попытки разобраться и др.? Если понимаете, что были неправы, просите ли прощения у сына (дочери)? Что больше всего нравится ребенку? Что беспокоит в поведении и развитии ребенка? Каким, по-вашему, должен быть воспитатель? Проводя ознакомительную беседу с родителями, следует учитывать не только содержание того, что говорят родители, но и на интонацию, выражение лица и особенно - на поведение ребенка. Требуют внимания, в частности, следующие моменты: как ведет себя ребенок в присутствии незнакомых взрослых (робко, уверенно, заинтересованно, безразлично, нагло); общий стиль поведения (спокойный, уравновешенный, инертный, излишне энергичный); заинтересованность обстановкой, игрушками, играми (просит поиграть, с интересом смотрит, играет, если предлагают, играет сам); характер общения матери с ребенком (говорит ласково, вежливо, с уважением, с восклицаниями, раздраженно, с угрозой); как реагирует ребенок на обращения и просьбы матери (слушается, капризничает, игнорирует). Согласно полученной информации определяют группу, в которой будет находиться малыш. Эта проблема обостряется, если в детском саду несколько групп детей одного возраста (две старшие, три средние и др.) или имеются разновозрастные группы. В этом случае следует учесть количественный и качественный состав детей в группе (например, принять во внимание особенности высшей нервной деятельности). Нельзя не учитывать и стиль поведения воспитателя, его манеру общаться с детьми: целесообразно, чтобы она совпадала с манерой поведения матери, привычной для ребенка. Первый день пребывания малыша в детском саду стоит ограничить знакомством с воспитателем, детьми, групповым помещения. В последующие дни воспитатель и психолог внимательно наблюдают за его поведением в группе, предоставляют дополнительные консультации родителям. Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков. 1. Настроение ребенка (бодрый, спокойный, раздраженный, подавленный, неустойчивый): бодрый - положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашенные, часто улыбается, смеется; охотно контактирует с другими; спокойный - положительно относится к окружающему, на инициативу отвечает, но сам не проявляет ее, положительные эмоции проявляются в меньшей степени; раздраженный, возбужденный - наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, капризы, плач, часто возникают конфликты с другими; подавленное - наблюдаются вялость, бездействие, пассивность, замкнутость, печаль, тихий и долгий плач; неустойчивое - быстро переходит от одного настроения к другому, может быть веселым, смеяться и тут же плакать, часто конфликтует, бывает замкнутым. 2. Сон (засыпание, характер сна, продолжительность): засыпание - быстрое, медленное (более 10-15 мин.), спокойное, беспокойное, с дополнительными воздействиями; характер сна - глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный; продолжительность сна - короткий, длительный, в соответствии с возрастом. 3. Аппетит: хороший, плохой, выборочное отношение к еде. 4. Поведение во время бодрствования (активный, малоактивный, пассивный): активный - ребенок занят деятельностью; малоактивный - не всегда занят, активная деятельность сменяется периодами бездействия; пассивный - преобладает бездействие. 5. Коммуникабельность (высокая, средняя, низкая): высокая - ребенок осуществляет инициативные действия с взрослыми, другими детьми, решает конфликтные ситуации справедливо, самостоятельно, в случае необходимости обращается за помощью к взрослым, может правильно оценить свое поведение; средняя - сам не проявляет инициативы, но отвечает на инициативные действия со стороны других, в случае конфликта обращается за помощью к взрослым, правильно оценивает свое поведение; низкая - на инициативные действия не отвечает и сам не проявляет инициативы, на конфликты реагирует слезами, криком, не может оценить поведение свое и других. Также обобщаются выводы наблюдений относительно уровня развития речи ребенка (в соответствии с возрастом): высокий; средний; низкий; по уровню развития навыков самообслуживания (в соответствии с возрастом): высокий, средний, низкий; по уровню развития игровых навыков (в соответствии с возрастом): высокий; средний; низкий; относительно индивидуальных особенностей поведения: доброжелательность - агрессивность; инициативность - пассивность; медлительность - подвижность; заинтересованность играми, занятиями - равнодушие; контактность - замкнутость и др. Результаты обследования ребенка фиксируются в дневнике адаптации. Схема записи (вертикальные графы): порядковый номер; дата наблюдения; фамилия, имя, возраст; настроение; сон; аппетит; поведение во время бодрствования; коммуникабельность; уровень развития навыков самообслуживания; уровень развития игровых навыков; уровень развития речи; индивидуальные особенности поведения; рекомендации родителям; воспитателям. Вернуться назад |