...2. «Шторм утихает» - период неустойчивого приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние воздействия. Малыш продолжает присматриваться к новому окружению, пытается участвовать в совместной деятельности, становится более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период более длительный, чем первый, - от 1 недели до 2-3 месяцев.
3. «Штиль» - период относительно устойчивого приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реагирования на новые условия жизни, режим дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать контакты, принимать реальное участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизируются сон, аппетит, настроение. Этот период длится от 2-3 недель до полугода.
Поэтому воспитатель и психолог детского сада должны помочь ребенку адаптироваться к новым условиям. По нашему мнению, обязательным правилом при приеме ребенка должно стать посещение кабинета психолога. Этот визит нужен еще в ходе оформления документов.
Внимательный, наблюдательный психолог во время разговора сделает определенные выводы относительно подготовленности ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении и по стилю воспитания в семье. Он начнет с определения некоторых индивидуальных особенностей новичка, чтобы выбрать группу, которая лучше всего будет соответствовать его привычкам, особенностям поведения, темпераменту. Важно дать конкретные рекомендации родителям, как они должны подготовить ребенка к новому быту.
Ориентировочные вопросы для беседы психолога с родителями
(после получения общей информации об имени, фамилии, возрасте, состоянии здоровья и т.д.):
Имеет ли ребенок опыт общения с другими детьми?
Какой характер имеет это общение?
В какие игры любит играть сын (дочь)?
Что именно больше всего влияет на поведение ребенка? (Стиль общения, место, режим, обстановка, здоровье и т.д.).
Какое настроение преобладает в течение дня?
Чем интересуется? Какие виды деятельности больше всего любит?
Как происходит физическое развитие ребенка? Закаляете ли его? Как?
Каким видите сына (дочь): уравновешенным; чрезмерно подвижным, стремительным, шумным; медленным, вялым?
Какой системы воспитания придерживаетесь: авторитарной; демократической; либеральной?
Существует ли согласованность в воспитании со стороны членов семьи? Кто еще участвует в воспитании?
Есть ли у ребенка братья, сестры? Как она с ними общается?
Стремится ли соблюдать дома режим дня? Совпадает ли он с режимом детского сада?
Как засыпает ваш малыш? Крепко спит? Какой у него аппетит?
Является ли ребенок самостоятельным для своего возраста? Что он может делать самостоятельно?
Послушный ли ваш сын (дочь)? Если не слушается, как реагируете: обижаетесь; ругаете; наказываете; не обращаете внимание и т.д.?
Как реагируете на жалобы ребенка о ссорах с другими детьми: защищаете, обвиняете; отмахиваетесь; делаете попытки разобраться и др.?
Если понимаете, что были неправы, просите ли прощения у сына (дочери)?
Что больше всего нравится ребенку?
Что беспокоит в поведении и развитии ребенка?
Каким, по-вашему, должен быть воспитатель?
Проводя ознакомительную беседу с родителями, следует учитывать не только содержание того, что говорят родители, но и на интонацию, выражение лица и особенно - на поведение ребенка. Требуют внимания, в частности, следующие моменты:
как ведет себя ребенок в присутствии незнакомых взрослых (робко, уверенно, заинтересованно, безразлично, нагло);
общий стиль поведения (спокойный, уравновешенный, инертный, излишне энергичный);
заинтересованность обстановкой, игрушками, играми (просит поиграть, с интересом смотрит, играет, если предлагают, играет сам);
характер общения матери с ребенком (говорит ласково, вежливо, с уважением, с восклицаниями, раздраженно, с угрозой);
как реагирует ребенок на обращения и просьбы матери (слушается, капризничает, игнорирует).
Согласно полученной информации определяют группу, в которой будет находиться малыш. Эта проблема обостряется, если в детском саду несколько групп детей одного возраста (две старшие, три средние и др.) или имеются разновозрастные группы. В этом случае следует учесть количественный и качественный состав детей в группе (например, принять во внимание особенности высшей нервной деятельности). Нельзя не учитывать и стиль поведения воспитателя, его манеру общаться с детьми: целесообразно, чтобы она совпадала с манерой поведения матери, привычной для ребенка.
Первый день пребывания малыша в детском саду стоит ограничить знакомством с воспитателем, детьми, групповым помещения. В последующие дни воспитатель и психолог внимательно наблюдают за его поведением в группе, предоставляют дополнительные консультации родителям.
Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков.
1. Настроение ребенка (бодрый, спокойный, раздраженный, подавленный, неустойчивый):
бодрый - положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашенные, часто улыбается, смеется; охотно контактирует с другими;
спокойный - положительно относится к окружающему, на инициативу отвечает, но сам не проявляет ее, положительные эмоции проявляются в меньшей степени;
раздраженный, возбужденный - наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, капризы, плач, часто возникают конфликты с другими;
подавленное - наблюдаются вялость, бездействие, пассивность, замкнутость, печаль, тихий и долгий плач;
неустойчивое - быстро переходит от одного настроения к другому, может быть веселым, смеяться и тут же плакать, часто конфликтует, бывает замкнутым.
2. Сон (засыпание, характер сна, продолжительность):
засыпание - быстрое, медленное (более 10-15 мин.), спокойное, беспокойное, с дополнительными воздействиями; характер сна - глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный; продолжительность сна - короткий, длительный, в соответствии с возрастом.
3. Аппетит: хороший, плохой, выборочное отношение к еде.
4. Поведение во время бодрствования (активный, малоактивный, пассивный):
активный - ребенок занят деятельностью;
малоактивный - не всегда занят, активная деятельность сменяется периодами бездействия;
пассивный - преобладает бездействие.
5. Коммуникабельность (высокая, средняя, низкая):
высокая - ребенок осуществляет инициативные действия с взрослыми, другими детьми, решает конфликтные ситуации справедливо, самостоятельно, в случае необходимости обращается за помощью к взрослым, может правильно оценить свое поведение;
средняя - сам не проявляет инициативы, но отвечает на инициативные действия со стороны других, в случае конфликта обращается за помощью к взрослым, правильно оценивает свое поведение;
низкая - на инициативные действия не отвечает и сам не проявляет инициативы, на конфликты реагирует слезами, криком, не может оценить поведение свое и других.
Также обобщаются выводы наблюдений относительно уровня развития речи ребенка (в соответствии с возрастом): высокий; средний; низкий; по уровню развития навыков самообслуживания (в соответствии с возрастом): высокий, средний, низкий; по уровню развития игровых навыков (в соответствии с возрастом): высокий; средний; низкий; относительно индивидуальных особенностей поведения: доброжелательность - агрессивность; инициативность - пассивность; медлительность - подвижность; заинтересованность играми, занятиями - равнодушие; контактность - замкнутость и др.
Результаты обследования ребенка фиксируются в дневнике адаптации.
Схема записи (вертикальные графы): порядковый номер; дата наблюдения; фамилия, имя, возраст; настроение; сон; аппетит; поведение во время бодрствования; коммуникабельность; уровень развития навыков самообслуживания; уровень развития игровых навыков; уровень развития речи; индивидуальные особенности поведения; рекомендации родителям; воспитателям.