СКОРО В ШКОЛУ
Проблемой многих современных первоклассников является то, что на них с младенчества обрушивается огромный поток информации — от родителей, из телевизора, из компьютера, из музыкальной или художественной школы... Часто ко времени поступления в школу ребенок превращается в маленького старичка, который считает, что уже всё знает, всё умеет, и уже устал учиться. довольно часто дети невольно оказываются заложниками взрослых и получают ненужную или негативную ин формацию. Ребенок смотрит все телевизионные передачи подряд; играет в комнате, где бабушка смотрит сериал; малыш оказывается свидетелем беседы родителей, в которой они обсуждают недостатки воспитателя, учителя.. Нервная система ребенка не справляется с таким потоком информации он становится раздражительным, возбужденным либо вялым, пассивным, плаксивым
Главное условие, необходимое ребенку, который идет в школу, — положительная мотивация к учению, он должен хотеть учиться. Именно этим чаще всего мотивируют родители свое решение отправить своего ребенка в школу с шести лет: «Он хочет в ! школу!»
Большинство б—7-летних детей хотят идти школу (часто они говорят, что школа лучше, чем детский сад, потому что там не надо спать днем) и собираются туда с определенными представлениями которые можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил; он слушает (слушается) учителя, поднимает руку и получает отметки. Причем «отметка» и «десятка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что он будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе. В таких поверхностных образах детских надежд таится большая опасность: ведь для ребенка школа — это очередная игра, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Учебная деятельность, которая является ведущей для детей младшего школьного возраста (7—10 лет), требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть определенными мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность (при выполнении знакомых действий: обслуживающий труд, рисование и т. д.), осуществлять самоконтроль своих действий, адекватно реагировать на замечания взрослого, проявлять волевые усилия для решения поставленной задачи.
Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, зрительно-двигательная координация, достаточно развитая мелкая моторика рук. Все это требует подготовки, но нельзя забывать что полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. Для становления личности будущего школьника важную роль играет ролевая игра. Игра — как освоенная детьми форма моделирования отношений взрослых. Именно в этой игре ребенок активно осваивает «мир вещей» и «мир людей» Освоение «мира вещей» предметная деятельность (познавательная и практическая), обеспечивает ребенку усвоение знаний, умений, навыков, формирование интеллектуальной активности. Освоение «мира людей» — деятельность по усвоению норм человеческих взаимоотношений, включает ребенка, с учетом его возрастных возможностей, в систему этих отношений. Он как бы примеряет себя к окружающему миру, пробует себя в разных ролях. Именно в играх формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, условия игры, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Все это очень необходимо будущему первокласснику для успешного вхождения в школьную жизнь, для овладения необходимым социальным опытом.
Очень серьезной проблемой в жизни б—7-лет детей является «недоигранность». Малыши постоянно заняты «учебой» с самого раннего детства. Дошкольникам некогда играть. А часто они просто не умеют играть ни с игрушками (игрушек много, но взрослые не играют с ребенком, а значит, не учат с ними играть), ни со своими сверстниками (за партой, во время занятий-уроков нельзя играть, надо заниматься). Неумение играть и общаться между собой и учителя наблюдают на переменах.
«Не навреди», «Яд от лекарства отличается дозой» — эти медицинские правила актуальны и для учителей, и для воспитателей, и для родителей в вопросах не только лечения, но и образования детей. Не бывает правил без исключений. Но все-таки вряд ли стоит готовить ребенка к поступлению в ВУЗ ‚уже в детском саду.
Здоровый ребенок, у которого есть желание учиться, который готов к сотрудничеству со сверстниками и учителями, — это самый хороший и самый успешный первоклассник!
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.При подготовке дошкольников к обучению школе ПОМНИТЕ, что «мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»
2. Неподвижный ребенок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться движением.
3. Раннее начало знакового обучения недопустимо. Оно усугубляет проявление минимальных мозговых функций.
4. В среднем мальчики быстрее утомляются и менее устойчивы к информационным перегрузкам, чем девочки. Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
5. Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранной вами методики работы с ребенком.
6. Сделайте своей главной заповедью – «НЕ НАВРЕДИ».