...У него полностью изменится окружающая обстановка: групповое пространство сменит класс с партами учительским столом. И уже нельзя будет пропускать занятия, нужно будет отложить своё «хочу и делать то, что надо».
Школа – это один из самых важных этапов в жизни ребенка. Не все взрослые помнят детский сад, но вот школьную жизнь помнит практически каждый. И каждый помнит по-разному. Для одного школа была праздником, для другого – каторгой. Кто-то обзавёлся постоянными друзьями, а кто-то чувствовал себя изгоем.
Именно от того, насколько ребёнок готов к школе, зависит его успешность в школе. Что же такое готовность к школе?
Готовность к школе – это не показатель развитости ребёнка, это, в первую очередь, определённый уровень его психофизиологической зрелости.
Да, он может уметь уже читать, писать и даже решать задачки, но не быть готовым к обучению. Готовность к обучению состоит из нескольких компонентов. Это мотивационный компонент («Ребёнок хочет учиться») и зрелость эмоционально волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития (т.е. «Ребёнок может учиться»).
К 7 годам на первый план у здорового ребёнка выходит познавательный или учебный мотив, у него появляется желание занять новую позицию в обществе, стать взрослее. Если этого не происходит, у ребёнка появляются трудности в обучении, а неуспехи ослабляют интерес к учёбе, труднее и длительнее проходит адаптация к школе.
А зрелость эмоционально-волевой сферы – это и значит, что нужно отложить своё «хочу» и делать то, что «надо». Это готовность ребёнка действовать по правилам, усваивать эти правила и подчиняться им как необходимым. Весь школьный режим – это сплошные правила, которые часто не соответствуют желаниям детей.
Успешность адаптации к школе напрямую связана с самостоятельностью ребёнка. Поэтому постарайтесь дать ребёнку возможность стать более самостоятельным уже теперь.
Прежде чем учить ребёнка бегло читать, научите его слушать и рассказывать, научите рассуждать.
Узнайте, хочет ли Ваш ребенок идти в школу? Обратитесь к нему, например, с таким вопросом: "Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами:"
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
4. Мне хотелось бы, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
9. Мне хочется в школу, потому что ребята из моего дома уже учатся.
10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
И если вы будете видеть, что ребёнку интересна школа не только из-за новых друзей и обстановки, то беспокоиться вам не о чем.
Узнайте, что он знает о школе, чтобы школьные правила для него не были неожиданностью.
Спросите его:
1. Как обращаются к учительнице?
2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
3. Что сказать, если нужно выйти в туалет?
4. Что такое урок?
5. Как узнают, что время начинать урок?
6. Что такое перемена?
7. Для чего нужна перемена?
8. Как называется стол, за которым дети пишут?
9. На чем пишет учитель, когда объясняет задание?
10. Что такое отметка?
11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
12. Что такое школьный дневник?
13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
14. Что такое каникулы?
Если ребёнку трудно отвечать на эти вопросы, поиграйте в ту же игру, придумав новые вопросы, дайте ему шанс побыть учителем, пусть он задаст вам интересующие его вопросы.
Ребёнка считают не готовым к школьному обучению, если он:
- настроен исключительно на игру,
- недостаточно самостоятелен,
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем,
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию,
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов,
- имеет серьёзные нарушения речевого развития,
- не умеет и не хочет общаться со сверстниками,
-не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.
А чтобы легче было справиться с трудностями воспользуйтесь некоторыми рекомендациями:
Формируйте положительный образ школы («узнаешь там много интересного», «будешь совсем как взрослый», ну и конечно: «купим красивый портфель, форму и т.д.»).
Приучайте ребёнка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи).
Играйте с ними в школу, обязательно со сменой ролей.
Играйте в игры по правилам и учите ребёнка не только выигрывать (это они обычно умеют), но и проигрывать (адекватно относиться к своей неудаче, ошибкам).
Читайте ребёнку сказки и рассказы, можно о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте (желательно он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим опытом. Не лишним будет выучить пару стихов.
Задавайте им открытые вопросы, стимулируйте фантазировать – это развивает воображение и речь. Сочиняйте сказки, придумывайте рифмы, решайте кроссворды и ребусы
Обратите внимание на мелкую моторику, ведь первый класс – это письмо и очень большая нагрузка на руку и пальчики. Делайте ежедневный массаж пальчиков и руки в целом.
Позаботьтесь о летнем отдыхе, укреплении здоровья. Физически крепкому ребёнку гораздо проще переносить психологическую нагрузку.
И помните, ваша главная обязанность – верить, что у сына или дочки всё сложится хорошо!!!