Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но одних занятий с логопедом недостаточно, необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими ребенку людьми – родителями, воспитателями детского сада, которые помогут сократить подготовительный период работы, сделать его наиболее интересным, привлекательным для ребенка, результативным.
Что необходимо знать о речевом развитии ребенка
Ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат с полуторамесячного возраста, издавая различные звуки и звукосочетания.в предречевых голосовых реакциях можно различить те звуки, которые позже смогут стать элементами членораздельной речи.
Обучение артикуляции звуков речи – очень сложная задача. Несмотря на то, что в произнесении звуков ребенок начинает упражняться с полуторамесячного возраста, ему требуется почти 3 года для того, чтобы овладеть этим искусством. Гуление, свирель, лепет, модулированный лепет являются своего рода игрой и доставляют ребенку удовольствие. Малыш на протяжении нескольких минут повторяет один и тот же звук и таким образом тренируется в артикуляции.
При первых проявлениях гуления необходимо как можно больше «разговаривать» с младенцем, повторяя за ним: «Агу! А-а-а» и т.д. Ребенок будет оживленно подхватывать эти звуки и повторять их за вами. Это, естественно, будет способствовать более быстрому развитию все более сложных предречевых реакций. Ребенок начинает произносить целые монологи лепета.
Если с ребенком не занимаются, Гуление и лепет у него довольно быстро прекращаются.для того чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сухим и сытым, а главное – имел эмоциональное общение со взрослыми. Помните, на фоне радостного оживления все реакции становятся выразительными и стойкими. Длятся они до 15 минут. В шумной обстановке голосовые реакции тормозятся, развиваются плохо. Так, например, если в комнате звучит громкая музыка.или разговаривают между собой взрослые, или шумят другие дети, ребенок очень скоро умолкает.
Таким образом, все голосовые реакции ребенка, постоянно находящегося в шумной обстановке.развиваются с большим опозданием, бедны не только по количеству звуков, но и по оттенкам. интонационно.
Артикуляционная гимнастика
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно.говоря о специальной логопедической гимнастике, мы имеем ввиду упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости. шеи, плечевого пояса, грудной клетки.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики призван известными теоретиками и практиками логопедии ( М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В.Фомичева, Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская, Г.В.Чиркина и др.)
Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Чтобы правильно осуществить подбор упражнений для артикуляционной гимнастики, важно знать:
• какие движения характерны для различных органов артикуляционного аппарата;
• какие упражнения необходимы для коррекции каждого конкретного звука.
Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основания, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Наиболее активны кончик языка и его боковые края (передней и средней частей), так как от их работы зависит качество произносимых звуков.
в зависимости от того, какая часть языка наиболее активна в образовании согласных звуков, их подразделяют на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, щ, с, з, ц), среднеязычный (й) и заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы ( при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (при звуках т, д, н), прижиматься к верхним альвеолам (при звуке л), вибрировать, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке р).передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к верхним альвеолам и образовывать с ними щель (при звуках с, з, ц), подниматься к твердому небу вместе с кончиком языка и образовывать с ними щель (при звуках ш, ж, щ).
Средняя часть спинки языка ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу ( как при звуке й, так и при мягких согласных0
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с твердым небом ( при звуках к, г) или же образовывать с ними щель ( звук х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать в стороны выходящую струю воздуха ( при звуках с, з, ц. ш, щ, ж, ч, р), опускаться и пропускать струю воздуха ( при боковом звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем резонирующей полости рта, от чего зависит качество звука.
Подвижность губ также играет важную роль в образовании звуков и оказывает влияние на их качество. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке у), округляться (при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед рупором ( при звуках ш,ж).
Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках ф.в
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое небо. Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м’, н, н’. Если мягкое небо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и образует качественный небно-глоточный затвор, то есть закрывает проход в нос; тогда выдыхаемая струя воздуха идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все.кроме м, м’, н, н’).
Таким образом, при произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться и работать четко, строго координировано, дифференцированно.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии (причины0. Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого неба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонем русского языка.
При выработке эффективной коррекционной методики для логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной артикуляционной моторики и компенсаторных (сохранных) возможностей ребенка.
Принцип отбора артикуляционных упражнений зависит от особенностей структуры дефекта звукопроизношения, его этиологии (причины возникновения), патогенеза.наиболее тщательно отрабатываются те движения, которые нуждаются в исправлении и необходимы для постановки звука.
Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.подбор упражнений осуществляется с опорой на правильную артикуляцию звука, с учетом структуры дефекта. Для каждого ребенка комплекс составляется индивидуально с учетом его компенсаторных возможностей. Недостаточно только правильно отобрать упражнения, важно научить ребенка правильно их выполнять: отработать чистоту, четкость движений; их плавность, силу, темп; точность движений при смене одного движения другим, что особенно важно при произношении слогов, слов, в спонтанной речи, в процессе общения.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают отсутствие толчков, подергиваний, дрожания органа. Напряженность мышцы всегда нарушает плавность и мягкость; движение должно выполняться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
Темп – это скорость движения. Вначале, на стадии овладения допустим несколько замедленный темп, затем он регулируется при помощи отбивания ритма рукой, счета вслух. Важно отработать произвольную регуляцию темпа (быстро или медленно).
Устойчивость означает, что положение речевого органа произвольно удерживается без изменений довольно долго.
Переход к другому движению или положению должен осуществляться плавно и достаточно быстро. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному», то есть от простых упражнений постепенно переходить к более сложным. Проводиться гимнастика в эмоциональной, игровой форме.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с интервалами, паузами перед каждым новым движением, что позволяет взрослому проконтролировать качество движения, а ребенку – ощутить, осознать и запомнить свои действия. Сначала упражнения выполняются в несколько замедленном темпе обязательно перед зеркалом, с целью зрительного самоконтроля. (Исключение составляют дети с тяжелой формой дизартрии, так как их артикуляционные движения непроизвольно сопровождаются гримасами, синкинезиями (сопутствующими движениями).При выполнении артикуляционной гимнастики зрительный контроль у таких детей используется выборочно, с учетом формы и степени дизартрии). Как только ребенок овладевает движениями, зеркало убирается, контроль осуществляется с помощью собственных кинестетических ощущений ребенка (ощущения движения, положения органов речевого аппарата). Наводящие вопросы помогают ребенку определить, что делает его язык (губы), где он находится (за нижними зубами, за верхними), какой он (широкий, узкий). Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность, осмысленность.
Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумывается игровой образ. Так, например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы называются «Качели». К этому упражнению подбирается картинка-образ, которая удерживает внимание ребенка, делает его выполнение более качественным.
Важно научить ребенка не только внимательно выслушивать задание, но и понимать, точно выполнять его, запоминать последовательность движений.
Упражнения перед зеркалом выполняются взрослым совместно с ребенком. Для этого нужно уметь показать правильную артикуляцию, ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.
Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, зонда и т. п. Ребенок не всегда точно ощущает, где находится в данный момент его язык. Тогда механическая помощь просто необходима. Пассивные движения ребенка постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные (самостоятельные). Зрительный самоконтроль перед зеркалом необходим. Первоначально самостоятельные движения будут замедленными. Но затем в процессе многократных повторений они становятся более легкими, привычными и могут производиться правильно в произвольном темпе.
Закрепление любого навыка требует кропотливой работы, систематического повторения, поэтому проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, желательно по 2-3 раза в день, с целью автоматизации движений. Важно избегать переутомления, так как это негативно отражается на качестве выполнения движений.
Из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети. Две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится. Продолжаем отрабатывать повторный материал, используя для его закрепления новые игровые приемы, образы.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы они хорошо видели лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено, губы - ярко накрашены. Необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае результативность гимнастики будет низкой.